Идейный кризис?
«Черная книга Арды», «Копье тьмы», «Последний Кольценосец» - кто не читал хотя бы одно, а то и все эти апокрифы из толкиновского фэндома? Читало большинство, безусловно. Эти книги издавали. Они популярны, и у них есть свои субфэндомы. Но не надо быть даже очень умным человеком, чтобы сложить два и два и понять, что все вышеперечисленное – фанфики, или, менее жаргонно, сиквелы.
Что же получается: то, что клеймили позором, клеймят и, видимо, будут клеймить так хорошо написано, что издатели, пустив слюни, стали тиражировать этот фикшен?
А ведь и Васильевой, и Перумову, и Еськову до уровня Профессора как до Солнца пешком, а потом на перекладных, и все более или менее здравомыслящие люди (если так можно сказать о современных поклонниках творчества Толкина вообще, и о поклонниках вышеназванных авторов в частности, не буду говорить почему – об этом уже писалось в означенной мной статье) могут это понять. Если в заслугу Элхе еще можно вменить то, что она указала детЯм на то, что зло не будет рвать на себе рубашку, бить в себя в грудь и ходить с плакатом «Я ужас, летящий на крыльях ночи», то что вменить в заслугу остальным? То, о чем писали Брилева и Игонин? Цитирую:
«Мы еще пожнем плоды этого посева. Еще увидим в действии и Олмера, и Императора, и разнопестрых магов. У них будут другие имена, но те же рожи. И дети наши будут жить в "земле без радости".
Это не пророчество. Это прогноз. Этический плюрализм на протяжении человеческой истории всегда предшествовал крушению цивилизации. Им были отмечены Рим и Византия накануне падения, Англия, Франция и Россия в преддверии революций, весь европейский мир на пороге Первой Мировой. Крушению цивилизации предшествовало крушение ее идеалов. Перумов - камешек в будущей лавине, но будут конкретные люди, которых именно этот камешек убьет. Найдутся "великие диктаторы", начинавшие свое образование с "Кольца Тьмы". Найдутся проповедники "жестокой философии Тьмы"».
Нечего ставить в заслуги ни Еськову, ни уж тем более, Перумову.
Не буду задаваться риторическим вопросом, почему их издают, это и так понятно – кому-то это надо. Гораздо больше меня интересует другой вопрос: а есть ли у нас такие авторы, за которых бы не было стыдно? Есть ли те, которые напишут что-то действительно «толкиновское» по духу, с той самой искоркой, что называется, по-эльфийски? Есть ли те, кто скажут что-то действительно новое?
Казалось бы, зайди на Тол-Эрессэа, на fanfic.ru или еще куда, а там дело за временем – перечитать все имеющееся и выбрать достойное. Но нет, в конце концов начинаешь путаться, сюжеты наслаивают и Маэдрос начинает отплясывать гопака вместе с Сауроном, а читающему становится и скучно, и грустно, и не кому морду набить. Мы видим описание тяжелой фэндомовской жизни, читаем какие все сволочи, дурят детей, видим откровенную халтуру, или мерисью.
Другая ситуация обстоит со стихами, но и там, чтобы найти бриллиант, приходится рыться в отходах.
Пусть хоть кто-нибудь попробует напрячься и вспомнить какого-нибудь автора, чьи фанфики зацепили бы, кроме трех самых знаменитых наших апокрифистов. Определенно, мелькнет имя Ольги Брилевой, но и тут не все единодушны – мнения разделяются. Половина в восторге от ее «По ту сторону рассвета», другая топает ногами и плюется по поводу той же книги. А еще кто? Все. Увы и ах.
Есть очень хорошие фанфики, но не того уровня – «Хроники дома Финарфина» Эйлиан, и некоторые другие единичные вещи. Но, как я уже упомянула, это не тот разряд. Все равно, что сравнивать стихи Пушкина и Кольцова.
Но что поразительно, ведь и в среде фанфиков, не слишком поражающих своей новизной или жанром, но зачастую очень хороших, наметился явный кризис. На дневнике, в комментах зашла речь об одном мерисьюшном фанфике. Не могу сказать, что это полный плагиат с другой более интересной вещи, но явно написано под таким впечатлением, что автор стал писать как бы используя эффект двойного зеркала. Речь идет о фанфике Кэм «Право на выбор» и «Осколках девичьего сердца» от Селены. Для начала замечу, что Chameleon заметила, что автор второго фика сказала ей, что «Право на выбор не читала вообще», что, как мне кажется очень странным, т.к. автор упоминает, что в одной из глав она использовала песню с сайта elf-legolas. Параллели между двумя рассказами так видны, но ведь если бы это был единичный случай. Повторяются сюжеты, идеи, где-то виден явный плагиат.
Между прочим, зарубежный фанфикшен – это совсем другое дело, по крайней мере с англоязычными авторами. (Замечу, что такого момента, как ЧКА у них нет, это уникальное русское явление и выяснено, чем оно вызвано). Нет, там гении не сидят на каждом углу, но у них не то, что я читала, не походило на полную второсортность, которой напичкан русскоязычная сеть. Они находят те самые темы и сюжеты. Поражает: русские со своей обычной склонностью к перепевке песен и перенятию всего западного, могли бы и потихоньку разбавить свое творчество их идеями. Так даже этого нет.
Можно, кончено, объяснить всю эту ситуацию тем, что все равно пишется сиквел с опорой в виде имеющегося канона, но почему же некоторым удалось написать такое, от чего на глазах слезы, от чего еще больше хочется читать книги профессора Толкина, от чего задумываешься над жизнью?
Ответ один – идейный кризис русского фэндома, помноженный на отсутствие гениев.