И больше не цветет Лаурелин, и навсегда увял Тельперион. Аннахель Гваэт
Идейный кризис?
«Черная книга Арды», «Копье тьмы», «Последний Кольценосец» - кто не читал хотя бы одно, а то и все эти апокрифы из толкиновского фэндома? Читало большинство, безусловно. Эти книги издавали. Они популярны, и у них есть свои субфэндомы. Но не надо быть даже очень умным человеком, чтобы сложить два и два и понять, что все вышеперечисленное – фанфики, или, менее жаргонно, сиквелы.
Что же получается: то, что клеймили позором, клеймят и, видимо, будут клеймить так хорошо написано, что издатели, пустив слюни, стали тиражировать этот фикшен?
А ведь и Васильевой, и Перумову, и Еськову до уровня Профессора как до Солнца пешком, а потом на перекладных, и все более или менее здравомыслящие люди (если так можно сказать о современных поклонниках творчества Толкина вообще, и о поклонниках вышеназванных авторов в частности, не буду говорить почему – об этом уже писалось в означенной мной статье) могут это понять. Если в заслугу Элхе еще можно вменить то, что она указала детЯм на то, что зло не будет рвать на себе рубашку, бить в себя в грудь и ходить с плакатом «Я ужас, летящий на крыльях ночи», то что вменить в заслугу остальным? То, о чем писали Брилева и Игонин? Цитирую:
«Мы еще пожнем плоды этого посева. Еще увидим в действии и Олмера, и Императора, и разнопестрых магов. У них будут другие имена, но те же рожи. И дети наши будут жить в "земле без радости".
Это не пророчество. Это прогноз. Этический плюрализм на протяжении человеческой истории всегда предшествовал крушению цивилизации. Им были отмечены Рим и Византия накануне падения, Англия, Франция и Россия в преддверии революций, весь европейский мир на пороге Первой Мировой. Крушению цивилизации предшествовало крушение ее идеалов. Перумов - камешек в будущей лавине, но будут конкретные люди, которых именно этот камешек убьет. Найдутся "великие диктаторы", начинавшие свое образование с "Кольца Тьмы". Найдутся проповедники "жестокой философии Тьмы"».
Нечего ставить в заслуги ни Еськову, ни уж тем более, Перумову.
Не буду задаваться риторическим вопросом, почему их издают, это и так понятно – кому-то это надо. Гораздо больше меня интересует другой вопрос: а есть ли у нас такие авторы, за которых бы не было стыдно? Есть ли те, которые напишут что-то действительно «толкиновское» по духу, с той самой искоркой, что называется, по-эльфийски? Есть ли те, кто скажут что-то действительно новое?
Казалось бы, зайди на Тол-Эрессэа, на fanfic.ru или еще куда, а там дело за временем – перечитать все имеющееся и выбрать достойное. Но нет, в конце концов начинаешь путаться, сюжеты наслаивают и Маэдрос начинает отплясывать гопака вместе с Сауроном, а читающему становится и скучно, и грустно, и не кому морду набить. Мы видим описание тяжелой фэндомовской жизни, читаем какие все сволочи, дурят детей, видим откровенную халтуру, или мерисью.
Другая ситуация обстоит со стихами, но и там, чтобы найти бриллиант, приходится рыться в отходах.
Пусть хоть кто-нибудь попробует напрячься и вспомнить какого-нибудь автора, чьи фанфики зацепили бы, кроме трех самых знаменитых наших апокрифистов. Определенно, мелькнет имя Ольги Брилевой, но и тут не все единодушны – мнения разделяются. Половина в восторге от ее «По ту сторону рассвета», другая топает ногами и плюется по поводу той же книги. А еще кто? Все. Увы и ах.
Есть очень хорошие фанфики, но не того уровня – «Хроники дома Финарфина» Эйлиан, и некоторые другие единичные вещи. Но, как я уже упомянула, это не тот разряд. Все равно, что сравнивать стихи Пушкина и Кольцова.
Но что поразительно, ведь и в среде фанфиков, не слишком поражающих своей новизной или жанром, но зачастую очень хороших, наметился явный кризис. На дневнике, в комментах зашла речь об одном мерисьюшном фанфике. Не могу сказать, что это полный плагиат с другой более интересной вещи, но явно написано под таким впечатлением, что автор стал писать как бы используя эффект двойного зеркала. Речь идет о фанфике Кэм «Право на выбор» и «Осколках девичьего сердца» от Селены. Для начала замечу, что Chameleon заметила, что автор второго фика сказала ей, что «Право на выбор не читала вообще», что, как мне кажется очень странным, т.к. автор упоминает, что в одной из глав она использовала песню с сайта elf-legolas. Параллели между двумя рассказами так видны, но ведь если бы это был единичный случай. Повторяются сюжеты, идеи, где-то виден явный плагиат.
Между прочим, зарубежный фанфикшен – это совсем другое дело, по крайней мере с англоязычными авторами. (Замечу, что такого момента, как ЧКА у них нет, это уникальное русское явление и выяснено, чем оно вызвано). Нет, там гении не сидят на каждом углу, но у них не то, что я читала, не походило на полную второсортность, которой напичкан русскоязычная сеть. Они находят те самые темы и сюжеты. Поражает: русские со своей обычной склонностью к перепевке песен и перенятию всего западного, могли бы и потихоньку разбавить свое творчество их идеями. Так даже этого нет.
Можно, кончено, объяснить всю эту ситуацию тем, что все равно пишется сиквел с опорой в виде имеющегося канона, но почему же некоторым удалось написать такое, от чего на глазах слезы, от чего еще больше хочется читать книги профессора Толкина, от чего задумываешься над жизнью?
Ответ один – идейный кризис русского фэндома, помноженный на отсутствие гениев.
«Черная книга Арды», «Копье тьмы», «Последний Кольценосец» - кто не читал хотя бы одно, а то и все эти апокрифы из толкиновского фэндома? Читало большинство, безусловно. Эти книги издавали. Они популярны, и у них есть свои субфэндомы. Но не надо быть даже очень умным человеком, чтобы сложить два и два и понять, что все вышеперечисленное – фанфики, или, менее жаргонно, сиквелы.
Что же получается: то, что клеймили позором, клеймят и, видимо, будут клеймить так хорошо написано, что издатели, пустив слюни, стали тиражировать этот фикшен?
А ведь и Васильевой, и Перумову, и Еськову до уровня Профессора как до Солнца пешком, а потом на перекладных, и все более или менее здравомыслящие люди (если так можно сказать о современных поклонниках творчества Толкина вообще, и о поклонниках вышеназванных авторов в частности, не буду говорить почему – об этом уже писалось в означенной мной статье) могут это понять. Если в заслугу Элхе еще можно вменить то, что она указала детЯм на то, что зло не будет рвать на себе рубашку, бить в себя в грудь и ходить с плакатом «Я ужас, летящий на крыльях ночи», то что вменить в заслугу остальным? То, о чем писали Брилева и Игонин? Цитирую:
«Мы еще пожнем плоды этого посева. Еще увидим в действии и Олмера, и Императора, и разнопестрых магов. У них будут другие имена, но те же рожи. И дети наши будут жить в "земле без радости".
Это не пророчество. Это прогноз. Этический плюрализм на протяжении человеческой истории всегда предшествовал крушению цивилизации. Им были отмечены Рим и Византия накануне падения, Англия, Франция и Россия в преддверии революций, весь европейский мир на пороге Первой Мировой. Крушению цивилизации предшествовало крушение ее идеалов. Перумов - камешек в будущей лавине, но будут конкретные люди, которых именно этот камешек убьет. Найдутся "великие диктаторы", начинавшие свое образование с "Кольца Тьмы". Найдутся проповедники "жестокой философии Тьмы"».
Нечего ставить в заслуги ни Еськову, ни уж тем более, Перумову.
Не буду задаваться риторическим вопросом, почему их издают, это и так понятно – кому-то это надо. Гораздо больше меня интересует другой вопрос: а есть ли у нас такие авторы, за которых бы не было стыдно? Есть ли те, которые напишут что-то действительно «толкиновское» по духу, с той самой искоркой, что называется, по-эльфийски? Есть ли те, кто скажут что-то действительно новое?
Казалось бы, зайди на Тол-Эрессэа, на fanfic.ru или еще куда, а там дело за временем – перечитать все имеющееся и выбрать достойное. Но нет, в конце концов начинаешь путаться, сюжеты наслаивают и Маэдрос начинает отплясывать гопака вместе с Сауроном, а читающему становится и скучно, и грустно, и не кому морду набить. Мы видим описание тяжелой фэндомовской жизни, читаем какие все сволочи, дурят детей, видим откровенную халтуру, или мерисью.
Другая ситуация обстоит со стихами, но и там, чтобы найти бриллиант, приходится рыться в отходах.
Пусть хоть кто-нибудь попробует напрячься и вспомнить какого-нибудь автора, чьи фанфики зацепили бы, кроме трех самых знаменитых наших апокрифистов. Определенно, мелькнет имя Ольги Брилевой, но и тут не все единодушны – мнения разделяются. Половина в восторге от ее «По ту сторону рассвета», другая топает ногами и плюется по поводу той же книги. А еще кто? Все. Увы и ах.
Есть очень хорошие фанфики, но не того уровня – «Хроники дома Финарфина» Эйлиан, и некоторые другие единичные вещи. Но, как я уже упомянула, это не тот разряд. Все равно, что сравнивать стихи Пушкина и Кольцова.
Но что поразительно, ведь и в среде фанфиков, не слишком поражающих своей новизной или жанром, но зачастую очень хороших, наметился явный кризис. На дневнике, в комментах зашла речь об одном мерисьюшном фанфике. Не могу сказать, что это полный плагиат с другой более интересной вещи, но явно написано под таким впечатлением, что автор стал писать как бы используя эффект двойного зеркала. Речь идет о фанфике Кэм «Право на выбор» и «Осколках девичьего сердца» от Селены. Для начала замечу, что Chameleon заметила, что автор второго фика сказала ей, что «Право на выбор не читала вообще», что, как мне кажется очень странным, т.к. автор упоминает, что в одной из глав она использовала песню с сайта elf-legolas. Параллели между двумя рассказами так видны, но ведь если бы это был единичный случай. Повторяются сюжеты, идеи, где-то виден явный плагиат.
Между прочим, зарубежный фанфикшен – это совсем другое дело, по крайней мере с англоязычными авторами. (Замечу, что такого момента, как ЧКА у них нет, это уникальное русское явление и выяснено, чем оно вызвано). Нет, там гении не сидят на каждом углу, но у них не то, что я читала, не походило на полную второсортность, которой напичкан русскоязычная сеть. Они находят те самые темы и сюжеты. Поражает: русские со своей обычной склонностью к перепевке песен и перенятию всего западного, могли бы и потихоньку разбавить свое творчество их идеями. Так даже этого нет.
Можно, кончено, объяснить всю эту ситуацию тем, что все равно пишется сиквел с опорой в виде имеющегося канона, но почему же некоторым удалось написать такое, от чего на глазах слезы, от чего еще больше хочется читать книги профессора Толкина, от чего задумываешься над жизнью?
Ответ один – идейный кризис русского фэндома, помноженный на отсутствие гениев.
А идейный кризис - так в фэнтази вообще трудно придумать что-то совершенно новое, особенно в комерческом сегменте. Что же касается некоммерческого фикшена, то каждый пишет в меру своего таланта. Толкин-то всего один, чего ж вы хотите.
А на Эрессеа, тем более на фанфик.ру заходить становится все грустнее.
Зацепившие лично меня фанфики - например Крейди, цикл про Трандуила, Эрликон. И не только.
Согласна с вами, что в трудно придумать что-то новое в жанре фэнтези, а такое, чтобы было комерчески востребовано - теб более.
Про талант. Да, Толкин один, и по крайней мере это радует, иначе это было бы не интересно, так как известно, что любая вещь ( а в данном случае литературное явление) имеет наибольшую ценность пока она\оно уникальны. И именно поэтому хочется, чтобы и в среде фанатов был хоть кто-нибудь, кто сможет написать что-то достойное. Но талант есть талант, и это понятно, не всякий можнт хорошо писать. Я соглашусь с вами, что не каждый может хорошо писать. Да. Но просто не видно и тех, кто хорошо пишет те самые "классические" фики. Есть прекрасные рассказы Мелф, Крейди, Таэлле, юмор от Нэлт и других, но просто хорошего рассказа нет. И это печально.
Просто поражает - еще недавно Эрессэа был более или менее серьезным ресурсом, а после того рассказа о Даэроне и там появляются печальные казусы фандома... Очень жаль.
А фанфы я бы сам почитал... с удовольствием. пока перечитываю в основном старое.
Это распространенная ситуация, нового нет - перечитываем то, что уже есть.
Конечно, если придет очень талантливый автор, он сумеет написать так, что все заиграет новыми красками. Но, думаю, он придет не в фанфикшен.
Да уж... Хотя, многие с этого начинают и выплывают на этом. Но не все, далеко не все...
Да что ты все время так дергаешься
Я вовсе не обиделась, я спрашиваю, интересно ли тебе.
Этический плюрализм на протяжении человеческой истории всегда предшествовал крушению цивилизации.
Все бы хорошо, но разве можно делать выводы о всеобщем этическом плюрализме на основании общего понижения уровня современной литературы?
Не в фанфиках дело. Зайди в любой книжный и перелистай современные произведения. Женские романы - любовные и юмористические, среднего пошиба фэнтези, дешевые детективы и триллеры про современных ментов. Вот то, что сейчас пишут, и то, что пользуется спросом. На этом фоне даже Ниенна и Еськов выглядят очень даже неплохо. Они, понимаешь ли, видели свет иных миров, как выражается один мой знакомый.
Гораздо больше меня интересует другой вопрос: а есть ли у нас такие авторы, за которых бы не было стыдно?
Конечно, есть. Тебе русских? Вера Камша (стиль временами хромает, но произведения она пишет весьма умные), Мария Семенова, Сергей Алексеев, Игорь Винокуров (это не художественная литература, но тем не менее его труды крайне интересны, в чем-то даже уникальны).
Есть ли те, которые напишут что-то действительно «толкиновское» по духу, с той самой искоркой, что называется, по-эльфийски? Есть ли те, кто скажут что-то действительно новое?
То есть, ты утверждаешь, что Ниенна и Перумов не создавали ничего "толкинского" по духу. Проблема в том, что не существует такого определения, как "толкинский дух". Это, скорее, индивидуальное ощущение. А выдавать индивидуальное ощущение за термин есть подмена объективного субъективным.
Тот же самый пример - на мой взгляд, творчество Перумова не имеет ничего общего с Толкином, а вот Ниенна - очень даже. Это при том, что общая философия ЧКА мне весьма далека. Но в мое понятие "толкинского духа" она вполне вписывается.
Это я не к тому, чтобы поспорить, чем хороша или плоха хозяйка ВВВ-доска Элхэ Ниеннах. Я объясняю, что существуют и другие мнения.
Казалось бы, зайди на Тол-Эрессэа, на fanfic.ru или еще куда, а там дело за временем – перечитать все имеющееся и выбрать достойное. Но нет, в конце концов начинаешь путаться, сюжеты наслаивают и Маэдрос начинает отплясывать гопака вместе с Сауроном, а читающему становится и скучно, и грустно, и не кому морду набить. Мы видим описание тяжелой фэндомовской жизни, читаем какие все сволочи, дурят детей, видим откровенную халтуру, или мерисью.
Эээ... Ты сейчас о фанфик.ру или о Тол-Эрессеа?
На Тол-Эрессеа, кажется, есть отдельный раздел для обсуждений, и отдельный - для прозы.
Ты хочешь обсудить качество современных фанфиков? Но, солнц, оно никогда не было хорошим - в массе. Тем более с появлением таких порталов, как фанфик.ру, без какой-либо предварительной цензуры. Ты представляешь, что бы было, если бы я на свой фанфиковый сайт вешала без разбору все, что мне присылают?
Пусть хоть кто-нибудь попробует напрячься и вспомнить какого-нибудь автора, чьи фанфики зацепили бы, кроме трех самых знаменитых наших апокрифистов.
Мгм. Сэнта - стихи. Теленис - стихи. Частями - Нэлт. Рассказ Ауриэль. Та победившая на конкурсе повесть Сноуболл. Рассказы Мари Жють. "Большой Брат" Джуссак. Частями - ХДФ Эйлиан. "Ночи Мордора" Тиамат. Наверняка что-то еще есть.
Но что поразительно, ведь и в среде фанфиков, не слишком поражающих своей новизной или жанром, но зачастую очень хороших, наметился явный кризис. На дневнике, в комментах зашла речь об одном мерисьюшном фанфике. Не могу сказать, что это полный плагиат с другой более интересной вещи, но явно написано под таким впечатлением, что автор стал писать как бы используя эффект двойного зеркала. Речь идет о фанфике Кэм «Право на выбор» и «Осколках девичьего сердца» от Селены. Для начала замечу, что Chameleon заметила, что автор второго фика сказала ей, что «Право на выбор не читала вообще», что, как мне кажется очень странным, т.к. автор упоминает, что в одной из глав она использовала песню с сайта elf-legolas. Параллели между двумя рассказами так видны, но ведь если бы это был единичный случай. Повторяются сюжеты, идеи, где-то виден явный плагиат.
Я, наверное, слепая. Не вижу параллелей.
Между прочим, зарубежный фанфикшен – это совсем другое дело, по крайней мере с англоязычными авторами. (Замечу, что такого момента, как ЧКА у них нет, это уникальное русское явление и выяснено, чем оно вызвано). Нет, там гении не сидят на каждом углу, но у них не то, что я читала, не походило на полную второсортность, которой напичкан русскоязычная сеть. Они находят те самые темы и сюжеты.
Эмгм. Мы как-то разговаривали на эту тему с Риэ (Ауриэль). Она тоже утверждала, что англоязычные выше по уровню. А я помню, как читаю фанфик на инглише - ой, как здорово! Начинаю переводить - и получается, что это тот же самый средненький уровень. Честно. Вероятно, на английском это как-то по-другому воспринимается. Но уровень фанфиков в целом - такой же.
Можно, кончено, объяснить всю эту ситуацию тем, что все равно пишется сиквел с опорой в виде имеющегося канона, но почему же некоторым удалось написать такое, от чего на глазах слезы, от чего еще больше хочется читать книги профессора Толкина, от чего задумываешься над жизнью?
Как это отчего. Нужен талант.
А талант означает привнесение чего-то своего (вот почему самые известные фанфики - апокрифы). Хотя в случае с фанфиками мы получаем оригинальный парадокс: чтобы получить хорошую вещь, нужно написать нечто свое, а чтобы получить хороший фанфик, нужно не отступать от чужого
Да, тут ты безусловно права.
Гораздо больше меня интересует другой вопрос: а есть ли у нас такие авторы, за которых бы не было стыдно?
Конечно, есть. Тебе русских? Вера Камша (стиль временами хромает, но произведения она пишет весьма умные), Мария Семенова, Сергей Алексеев, Игорь Винокуров (это не художественная литература, но тем не менее его труды крайне интересны, в чем-то даже уникальны).
Я говрю об авторах фандома. За перечисленных, а вособенности за Камшу не стыдно.
". Это, скорее, индивидуальное ощущение. А выдавать индивидуальное ощущение за термин есть подмена объективного субъективным.
Тот же самый пример - на мой взгляд, творчество Перумова не имеет ничего общего с Толкином, а вот Ниенна - очень даже. Это при том, что общая философия ЧКА мне весьма далека. Но в мое понятие "толкинского духа" она вполне вписывается.
Это я не к тому, чтобы поспорить, чем хороша или плоха хозяйка ВВВ-доска Элхэ Ниеннах. Я объясняю, что существуют и другие мнения.
Про мнение - да но в данном случае я выражаю свое.Буду думать над всем остальным.
Мгм. Сэнта - стихи. Теленис - стихи. Частями - Нэлт. Рассказ Ауриэль. Та победившая на конкурсе повесть Сноуболл. Рассказы Мари Жють. "Большой Брат" Джуссак. Частями - ХДФ Эйлиан. "Ночи Мордора" Тиамат. Наверняка что-то еще есть.
Да, соглашусь с обой по поводу Мари Жють, про нее я забыла. Эйлиан и ее ХДФ я упоминала. А про все остальное был пост - я говорю о "классическом" фанфике, а не о юморе или слэше, где дейстивительно много цепляющего, и, в некоторых вещах, особенно в перечисленных тобой, очень умного и интересного.
Я, наверное, слепая. Не вижу параллелей.
Там не надо заниматься поиском параллелей и перпендикуляров. Возможно, после 14 главы автор начала писать что-то свое но в начале было чувство дежа вю. Хотя бы тот момент, как погиб отец главной героини - если не говрить про то, как он умер, то все остальное очень даже похоже. Я не говорю, что это прямой плагат, просто, как кажется лично мне, прочитала ПНВ и, вдохновившись, стала что-то писать.( и еще там есть одна фраза Трандуила, которая ну точно его же фраза у тебя). Со мной тоже так было, но я это никому никогда в жизни не покажу, а потом это выросло уже в совсем другую вещь, которая к изначальному варианту не имеет отоношения. Но вообще, поскольку ПНВ не закончено, а "Осколки..." я доконца не дочитала, то говорить могу только о начальных главах второго и о том, что есть первого.
Эмгм. Мы как-то разговаривали на эту тему с Риэ (Ауриэль). Она тоже утверждала, что англоязычные выше по уровню. А я помню, как читаю фанфик на инглише - ой, как здорово! Начинаю переводить - и получается, что это тот же самый средненький уровень. Честно. Вероятно, на английском это как-то по-другому воспринимается. Но уровень фанфиков в целом - такой же.
Возможно это так, да, даже вероятнее всего. Я переводить не пробовала. Надо будет напряся и перевести что-гибудь и сравнить.
Как это отчего. Нужен талант.
А талант означает привнесение чего-то своего (вот почему самые известные фанфики - апокрифы). Хотя в случае с фанфиками мы получаем оригинальный парадокс: чтобы получить хорошую вещь, нужно написать нечто свое, а чтобы получить хороший фанфик, нужно не отступать от чужого
Талант нужен -ППКС.
Но кто-то эту середину нашел, а кто-то нет. При всем возможном таланте.
А про все остальное был пост - я говорю о "классическом" фанфике, а не о юморе или слэше, где дейстивительно много цепляющего, и, в некоторых вещах, особенно в перечисленных тобой, очень умного и интересного.
Хм. А что такое "классический" фанфик, какое определение ты в это вкладываешь? Ну ладно, слэш еще понятно, но юмор чем тебе не угодил?
И почему ты отказываешь в признании авторам "неклассического фанфика", почему даже не рассматриваешь такие примеры?
и еще там есть одна фраза Трандуила, которая ну точно его же фраза у тебя)
Можно ее процитировать? Интересно.
Со мной тоже так было, но я это никому никогда в жизни не покажу, а потом это выросло уже в совсем другую вещь, которая к изначальному варианту не имеет отоношения.
А с этим можно ознакомиться?
Юмор - это чудесно. Просто это не то, что я подразумеваю под "классическим" фанфиком. Мне сложно дать точное определение, так что приведу примеры: ЧКА, ХДФ, ПТСР, После пламени, Обретая мужество, Экскурсия и т.п.
ЛиЛ - это обобое явление, уникальное и неповторимое, смешное и мудрое.)
И почему ты отказываешь в признании авторам "неклассического фанфика", почему даже не рассматриваешь такие примеры?
Я им не отказываю. Просто это тема для отдельного разговора.
Можно ее процитировать?
Да, я найду и тебе скажу.
Со мной тоже так было, но я это никому никогда в жизни не покажу, а потом это выросло уже в совсем другую вещь, которая к изначальному варианту не имеет отоношения.
А с этим можно ознакомиться?
На майские праздники у меня будет время и я попробую отредактировать то, что пока получается. Написала только пролог, первую главу и кое-что в кусочках. Там работы - еще выше головы.
Ты сейчас перечислила все известные апокрифы. Получается, "классический фанфик" апокрифичен?
Просто, мне кажется, если не находится определение - стало быть, его нет. Стало быть, это субъективное мнение. А на субъективном некорректно строить общие выводы.